Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология «Критическое мышление».
Пирамида критика

Илларионова Елена Анатольевна
     Перед учителем русского языка и литературы стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать тему сочинения ,чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями ,чувствам наблюдениями в письменном высказывании .Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка. При выборе темы я руководствуюсь ,с одной стороны  .воспитательно-образовательной ценностью темы ,а с другой-соответствием ее интересам и возрасту обучающихся. Тема должна быть близка детям ,интересна ,она должна увлекать их .Тема, далекая от интересов детей ,не затрагивающая их воображение, не вызовет нужных эмоций и не даст стимула для выражения индивидуальной речи обучающихся. Все темы можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают раскрытие отдельного факта,явления, связанного с опытом детей. .Ребенку необходимо умение сравнивать, доказывать, умение найти выразительные средства ,делать выводы и построить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний, умений и навыков. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе с содержания материала.
      Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
     ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
    ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
   РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
    С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
   Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
   Формы урока РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя – в основном координирующая.
   Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной.
   В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Используемые педагогические технологии:
Технология обучения в сотрудничестве
Технология проблемного обучения
Технология игровой деятельности
   Цели и задачи: активизировать самостоятельную познавательную деятельность,
формировать навыки исследовательской деятельности ,развивать логическое и алгоритмическое мышление.
   Технология рассчитана на то, чтобы снимать барьер боязни письменного текста  .Критик –это не тот ,кто непременно ругает ,его задача-представить отзыв, чтобы заинтересовать или предостеречь других ,можно вспомнить выражение «хвалебные отзывы критиков».
Работа делится на два этапа: написание ключевых слов в ответ на вопрос в виде условной пирамидки, где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей  .Лучше писать эти слова не особенно раздумывая первые, которые приходят в голову .Они обычно и есть самые искренние и точные. Такая пирамидка-это план текста. Причем ,можно менять падеж у слов ,превращать существительные в глаголы ,глаголы-в причастия .Использовать надо все, что написано в пирамидке .Это технология в несколько ином виде разработана Ровеном Вагнером и Ольгой Ким для создания сюжетных текстов.
 
 
.    Использование технологии «Критическое мышление» на уроках. Пирамида критика.
     Перед учителем русского языка и литературы стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать тему сочинения ,чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями ,чувствам наблюдениями в письменном высказывании .Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка. При выборе темы я руководствуюсь ,с одной стороны  .воспитательно-образовательной ценностью темы ,а с другой-соответствием ее интересам и возрасту обучающихся. Тема должна быть близка детям ,интересна ,она должна увлекать их .Тема, далекая от интересов детей ,не затрагивающая их воображение, не вызовет нужных эмоций и не даст стимула для выражения индивидуальной речи обучающихся. Все темы можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают раскрытие отдельного факта,явления, связанного с опытом детей. .Ребенку необходимо умение сравнивать, доказывать, умение найти выразительные средства ,делать выводы и построить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний, умений и навыков. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе с содержания материала.
      Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
     ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
    ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
   РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
    С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
   Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
   Формы урока РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя – в основном координирующая.
   Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной.
   В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Используемые педагогические технологии:
Технология обучения в сотрудничестве
Технология проблемного обучения
Технология игровой деятельности
   Цели и задачи: активизировать самостоятельную познавательную деятельность,
формировать навыки исследовательской деятельности ,развивать логическое и алгоритмическое мышление.
   Технология рассчитана на то, чтобы снимать барьер боязни письменного текста  .Критик –это не тот ,кто непременно ругает ,его задача-представить отзыв, чтобы заинтересовать или предостеречь других ,можно вспомнить выражение «хвалебные отзывы критиков».
Работа делится на два этапа: написание ключевых слов в ответ на вопрос в виде условной пирамидки, где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей  .Лучше писать эти слова не особенно раздумывая первые, которые приходят в голову .Они обычно и есть самые искренние и точные. Такая пирамидка-это план текста. Причем ,можно менять падеж у слов ,превращать существительные в глаголы ,глаголы-в причастия .Использовать надо все, что написано в пирамидке .Это технология в несколько ином виде разработана Ровеном Вагнером и Ольгой Ким для создания сюжетных текстов.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»